0 товаров
Оформить заказ
Очистить корзину
Материалы для
ландшафтного дизайна,
облицовки и благоустройства
с. Нагаево, ул. Пригородная, 55
(рынок Караван)
Уфимский р-н, с. Булгаково,
ул. Свободы, 1а (ТСК Булгаковский)

+7 (962) 523 70 01

Срубить дерево просто так. Можно?

Взять, да и срубить дерево... Но так ли уж все просто?

Распространенная ситуация из жизни: собственник земельного участка (имеет оформленное в соответствии с законодательством право собственности на данный участок) решил очистить его от деревьев, растущих на нем. Данный участок не связан никакими обременениями, аресты отсутствуют, предметом залога и т.п. участок не является. Участок не принадлежит в категории селитебных, парковых, охраняемых (водо-охранных и др.), заповедных и иных аналогичных зон. Участок предназначен для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), на нем имеется жилой дом и, быть может, иные, разрешенные законом, строения. Деревья, находящиеся на участке, не относятся к категории реликтовых, особо ценных пород.

Может ли при таких обстоятельствах собственник участка (единолично или воспользовавшись услугами сторонних лиц) ликвидировать все или часть деревьев, растущих на нем? Грубо говоря, имеет ли он право, как хозяин участка и всего того, что на нем находится, спилить эти деревья?

Для дилетанта в современном российском «праве» (в т.ч. для рядового кабинетного юриста) данный вопрос может показаться банальным и даже смешным. Ну, какой, мол, разговор, на то и собственник участка, чтобы распоряжаться им и всем тем, что на нем находится, по своему усмотрению, если это не противоречит закону, в частности, интересам третьих лиц. Юристы-ученые (имеющие дипломы о высшем юридическом образовании, а то и являющиеся авторами публикаций, диссертаций, свидетельствующих о высоком уровне их теоретической квалификации), особенно, далекие от практики, могут начать научные рассуждения о том, как ДОЛЖНО быть в данном случае.

Однако, не все так уж просто. Отправной точкой рассуждений с целью ответить на данный вопрос является тот факт, что в России действует РОССИЙСКОЕ ПРАВО. А оно, это «право», является достаточно особенным и, местами, даже оригинальным. Правда, пресловутая «оригинальность» смотрится хорошо лишь в том случае, пока она не задела кого-нибудь лично. А тот, кого затронет сия оригинальность на практике, имеет, в 99,9% случаев, совершенно иное мнение. Теория - это одно. А вот то, что предлагает практика, в том числе и судебная, вообще говоря, - другое. Но, попробуем разобраться.

Необходимость в сносе (рубке) деревьев может возникнуть по целому ряду причин. Например, перед окном жилого дома на участке выросло дерево. Пока оно было маленькое, хозяин не обращал на него внимание. В его тени играли дети, на ветвях сидели птицы, от него веяло прохладой. Но вот, пролетели годы. А деревья, как и дети, растут быстро. Не успеешь оглянуться – вроде только-только ребенок научился говорить «мама», только научился оправляться на горшок… - а вот он уже и школу закончил и, того и гляди, сам будет такого же, как он, приучать к горшку, учить говорить это сладкое слово «мама».

Так и деревья. Вот, вроде недавно был малюсенький ствол, еле-еле пробивались побеги через почву. Вроде недавно его высота составляла от силы метр – полтора. И вдруг – вот Вам – оно уже стоит огромное, могучее, диаметром от полуметра и даже более. Все бы ничего, но та тень, которую оно создавало раньше, теперь уже начинает мешать. И вот то листья сыплются с верху, то ветками оно задевает по крыше дома, то отломавшаяся ветка (а то и ветвь), ринувшись вниз, громит все, что попадается на ее пути: крышу дома, забор, грядки. Ладно, если повезет и никого не окажется в этот момент рядом. Хотя, бывает, когда и не везет. Но, не будем об этом.

Или же собственник участка наметил сделать пристрой к дому, или решил сделать, скажем, футбольное поле, ну, мало ли что еще. В любом случае, как бы ни жалко было это дерево, но приходится его спиливать. Насколько технически тяжела эта работа, обсуждать опять-таки не будем. Ибо, кто этим занимался хоть раз, тому никакие комментарии не нужны. Ну, а те, кто привык по жизни заниматься пустой болтовней, все равно не поймут (ну, что, мол, тут такого сложного – подумаешь – вызвал бригаду и уберут они это дерево). Поэтому обсуждать технические моменты также не будем. Ибо есть еще, быть может, более существенное: юридический аспект а именно, коллизия правомочности, возникающая при сносе такого дерева.

Итак, что же может сказать здесь рядовой юрист? Не утруждайтесь, мол, ст. 209 ГК РФ Вам в помощь. В ней, в этой статье, сказано:
Статья 209. Содержание права собственности
1. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
2. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, …
3. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Т.е. смысл этой статья очевиден: собственник земельного участка может пользоваться своей землей, а также природными ресурсами по своему усмотрению в том и только в том случае, если это не противоречит закону и интересам других лиц.


В силу п. 2 ст. 261 Гражданского кодекса РФ, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения.

Но законодательство РФ состоит не только из одного гражданского кодекса. Есть множество других кодексов, федеральных законов. А также, есть еще и региональные, местные нормативно-правовые акты.

Есть, к примеру, Лесной кодекс (ЛК РФ). И вот что там сказано:

Статья 16. Рубки лесных насаждений
1. Рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) являются процессы их спиливания, срубания, срезания.
2. Для заготовки древесины, если иное не установлено настоящим Кодексом, допускается осуществление рубок:
3. Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.


Согласно ст. 3 ЛК РФ, лесной кодекс регулирует лесные отношения. Ст. 5 ЛК РФ называется «Понятие леса»: это экологическая система и природный ресурс. Не будем останавливаться на том, что данная статья никоим образом не раскрывает суть понятия «лес». В самом деле, скажем, озеро – это тоже экологическая система и природный ресурс. Впрочем, многим тем, кто живет в РФ, подобные «нюансы» законодательства знакомы. Когда, вроде бы, есть правовая норма, но она АБСОЛЮТНО ничего раскрывает. Потому, что придумана наспех, по недомыслию. Или же, напротив, специально для того, чтобы больше было судебных заседаний, прений и толкований (в том числе и неверных).

Как следует из преамбулы ЛК РФ, лесные отношения регулируются с учетом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение. Очевидно, что это не юридическое, а биологическое представление о лесе. К тому же, эта совокупность регулируется не только лесным, но еще и иными отраслями законодательств.

Что же, знакомо. Но, пойдем дальше.

В ст. 6 ЛК РФ устанавливается, что леса могут располагаться на землях лесного фонда и землях иных категорий. Согласно ст. 7 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ), существуют, в частности, земли лесного фонда, земли сельскохозяйственного назначения, а также земли населенных пунктов. А это означает, данная статья допускает возможность нахождения лесов на земельных участках ИЖС, входящих в состав населенных пунктов.

Согласно ст. 8 ЛК РФ, формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством, в частности, на основе ст. 15 ЗК РФ «Собственность на землю граждан и юридических лиц». Тем самым, лес, растущий на участке ИЖС, является частной собственностью и принадлежит собственнику этого участка.

Согласно ст. 6 ЛК РФ, использование лесов производится в соответствии с целевым назначением земельного участка, на котором они располагаются. Стало быть, использование леса (деревьев), расположенных на участке ИЖС, должно осуществляться в соответствии назначением этого участка, т.е. для ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА. Можно ли, к примеру, использовать дерево, растущее на таком участке, для строительства индивидуального жилого дома? Судя по букве ст. 6 ЛК РФ, вроде бы, можно.

Но, пойдем далее. Ст. 7 ЛК РФ определяет, что такое лесной участок. Лесной участок должен иметь площадь, границы, реестровый номер. Это такой земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. 67, 69 и 92 ЛК РФ. Резонный вопрос: может ли лесной участок располагаться на земельном участке ИЖС?

В свою очередь, ст. 67 ЛК РФ устанавливает общие положения о проведении лесоустройства, которое проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 ЛК РФ. Однако, в ст. 23 нет оговорки про земли, отведенные под ИЖС. В этой связи в ней упоминаются разве что земли населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Однако, в соответствии со ст. 8 ЛК РФ, ст. 15 ЗК РФ деревья, растущие на участке ИЖС, не являются городским лесом (тем более, если такой участок расположен за городом, ибо загородный лес не является городским). Следовательно, лесоустройство на землях ИЖС лесным кодексом не регламентируется.

То же касается и ст. 69, 92 ЛК РФ. Там тоже отсутствуют признаки, по которым деревья, находящиеся на участке ИЖС, можно было бы характеризовать как находящиеся на лесном участке.

Итак, ЛК РФ не содержит оснований считать часть участка ИЖС с растущими на ней деревьями в качестве лесного участка. Так как участок ИЖС не подпадает под «иные категории земель» (в порядке ст. 6 ЛК РФ) и не может считаться в части или полностью лесным участком. Лесным фондом он тем более не является.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 6 ЛК РФ, на землях ИЖС может располагаться лес.

В соответствии со ст. 10 ЛК РФ, леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 102 – 109 ЛК РФ. Тем самым, лес, расположенный на землях ИЖС, может быть отнесен (только) к защитному лесу. Однако, в ст. 102-109 ЛК РФ отсутствует категория защитных лесов, которая соответствовала бы землям ИЖС. Тем самым, имеется возможность отнесения леса, произрастающего на участке ИЖС, к защитному, но конкретная категория, к которой можно было бы отнести такой лес, отсутствует.

Вместе с тем, все виды использования лесов без существенных ограничений могут производиться лишь в эксплуатационных лесах, которые, собственно, и являются предназначенными для этого. Однако, эксплуатационные леса находятся только на землях лесного фонда, на землях ИЖС их быть не может.

Далее. В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда (утв. постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170):
п. 3.8. Озеленение
п. 3.8.2. Пересадка или вырубка деревьев и кустарников, в том числе сухостойных и больных, без соответствующего разрешения не допускается.
Характерно, что цитируемые Правила и нормы не содержат указания на характер собственности земельного участка, на котором находятся деревья и кустарники. Т.е. данная норма может быть применена и к участкам ИЖС.

В соответствии с Правилами создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации (утв. приказом Госстроя РФ 15 декабря 1999 г. N 153):

п. 1.1.2. Выделяются три основных категории озелененных территорий, каждая из которых имеет свои особенности по отношению к гражданскому обороту (отношения к собственности, продажа, аренда), режимам пользования и способам хозяйствования:

- озелененные территории общего пользования - территории, используемые для рекреации всего населения города (в крупнейших городах-"миллионерах" - жителей планировочных и жилых районов). Расчет потребности в них рассчитывается на все городское население или население планировочного или жилого района плюс так называемое "временное население" - приезжие, туристы, иногородние торговцы и т.д.;

- озелененные территории ограниченного пользования. Это территории в пределах жилой, гражданской, промышленной застройки, территорий и организаций обслуживания населения и здравоохранения, науки, образования, рассчитанные на пользование определенными группами населения.


Есть сведения, что контролирующие органы считают, что в последнюю группу входят земли ИЖС.

В тех же Правилах указывается, что:
п. 6.1. Землепользователи озелененных территорий обязаны:
- обеспечить сохранность насаждений;
- обеспечить квалифицированный уход за насаждениями, дорожками и оборудованием в соответствии с настоящими правилами, не допускать складирования строительных отходов, материалов, крупногабаритных бытовых отходов и т.д.;
- принимать меры борьбы с вредителями и болезнями согласно указаниям специалистов, обеспечивать уборку сухостоя, вырезку сухих и поломанных сучьев и лечение ран, дупел на деревьях;
- в летнее время и в сухую погоду поливать газоны, цветники, деревья и кустарники;
- не допускать вытаптывания газонов и складирования на них материалов, песка, мусора, снега, сколов льда и т.д.;
- новые посадки деревьев и кустарников, перепланировку с изменением сети дорожек и размещением оборудования производить только по проектам, согласованным в установленном порядке со строгим соблюдением агротехнических условий;
- во всех случаях снос и пересадку деревьев и кустарников, производимых в процессе содержания и ремонта, осуществлять в соответствии с технологическим регламентом, ущерб возмещается по установленным расценкам;
- при наличии водоемов на озелененных территориях содержать их в чистоте и производить их капитальную очистку не менее одного раза в 10 лет;
- предусматривать в годовых сметах выделение средств на содержание насаждений.
6.2. Все землепользователи озелененных территорий обязаны вносить в паспорт ежегодно по состоянию на 1 января все текущие изменения, происшедшие в насаждениях (прирост и ликвидация зеленых площадей, посадки и убыль деревьев, кустарников и др.); обеспечивать оценку состояния своей территории согласно требованиям раздела 7.
6.4. Запрещается юридическим и физическим лицам самовольная вырубка и посадка деревьев и кустарников.
6.5. За незаконную рубку или повреждение деревьев взыскивается ущерб в соответствии с действующим порядком.
6.6. Учет и клеймение сухих деревьев независимо от их местонахождения производится силами и средствами специализированных предприятий зеленого хозяйства.

Далее. Согласно ст. 4 федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды": Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:
- земли, недра, почвы;
- поверхностные и подземные воды;
- леса и иная растительность
.

Однако, судя по постановлению Пленума Верховного суда РФ от 05.11.98 №14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения»:
п. 11: "Не являются предметом экологического преступления деревья и кустарники, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения, за исключением лесозащитных насаждений, на приусадебных дачных и садовых участках, ветровальные, буреломные деревья и т. п., если иное не предусмотрено специальными правовыми актами."


26 октября 2012 г. опубликовано постановление Пленума Верховного суда РФ от 18 октября 2012 г. №21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", дающее разъяснения, в числе прочего:
15. Предметом преступлений, предусмотренных статьями 260 и 261 УК РФ, являются лесные насаждения, то есть деревья, кустарники и лианы, произрастающие в лесах, а также деревья, кустарники и лианы, произрастающие вне лесов (например, насаждения в парках, аллеях, отдельно высаженные в черте города деревья, насаждения в полосах отвода железнодорожных магистралей и автомобильных дорог или каналов). При этом не имеет значения, высажены ли лесные насаждения или не отнесенные к лесным насаждениям деревья, кустарники, лианы искусственно либо они произросли без целенаправленных усилий человека.

Не относятся к предмету указанных преступлений, в частности, деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения (за исключением лесных насаждений, предназначенных для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений), на приусадебных земельных участках, на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, в лесопитомниках, питомниках плодовых, ягодных, декоративных и иных культур, а также ветровальные, буреломные, сухостойные деревья, если иное не предусмотрено специальными нормативными правовыми актами. Рубка указанных насаждений, а равно их уничтожение или повреждение при наличии к тому предусмотренных законом оснований могут быть квалифицированы как хищение либо уничтожение или повреждение имущества.


Таким образом, два цитируемых выше постановлений Верховного суда РФ не относят к экологическим преступлениям снос дерева, находящегося на участке ИЖС. Т.е. состав преступлений здесь отсутствует. Вместе с тем, в этих постановлениях ничего не сказано про административную ответственность. Ибо снос дерева может быть признан административным правонарушением. Постановления Верховного суда это допускают.

Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ):
"Статья 8.28. Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан
1. Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до трех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
2. Те же действия, совершенные с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч пятисот до четырех тысяч пятисот рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения либо без таковой; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения либо без таковой".


Вот как-то так. Цитируем еще раз: «Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев…». Т.е. состав ст. 8.28 КоАП РФ образует, в частности, повреждение лесных насаждений. Как понимать союз «или» в данной статье? Даже если предположить, что фраза «повреждение лесных насаждений» также относится к лесам, то в любом случае (об этом см. выше) на участке ИЖС лес может присутствовать. Что, кстати, понимать под лесом?

Как мы уже убедились, ЛК РФ понятие лес не раскрывает (несмотря на наличие ст. 5). Старый лесной кодекс РСФСР 1978 г. (ст. 4) разграничивал эти понятия. Но впоследствии сначала Основы лесного законодательства РФ 1993 г., а потом и действующий ЛК РФ объединили эти различные по содержанию понятия. В иных нормативных акта также отсутствует внятное – тоже. Поэтому это понятие можно толковать широко. К примеру, если число деревьев, расположенных на участке, больше одного, видимо, появляется возможность признать их лесом. Более того, если одно дерево находится на участке, а другое – рядом, но за его пределами – это тоже можно, видимо, признать лесом. Как лес, частично расположенный на участке ИЖС, частично – за его пределами. Почему? Да потому, что, как уже говорилось, участок ИЖС (полностью или частично) не может считаться лесным участком в силу того, что законодательство не позволяет установить его границы. Следовательно, в данном случае лес может трактоваться как единая система, вне зависимости от границ земельных участков, на которых она расположена.

В "Таксах для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается", утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 мая 2007 г. № 273, есть отдельный пункт - "незаконная рубка сухостойных деревьев, присвоение (хищение) древесины буреломных, ветровальных деревьев", ущерб от которой равен "стоимости сухостойной, буреломной и ветровальной древесины, исчисленной по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов". То есть в дополнение к штрафу в соответствии со статьей 8.28 КоАП РФ, за самовольную рубку даже сухостойного дерева, согласно этому постановлению, должен быть еще взыскан ущерб в размере таксовой стоимости древесины живого дерева с таким же объемом ствола.

К сожалению, да, вот такой вот дурдом, если судить обо всем процитированном выше с точки зрения земли ИЖС, на которой находится лес. Ведь цитируемые Правила вообще не никак не оговаривают, кому принадлежат деревья и кустарники. Следуя букве Правил, можно сделать вывод, что землепользователи (в том числе и собственник земельного участка ИЖС) обязаны обеспечивать сохранность зеленых насаждений, а вырубку или повреждение деревьев осуществлять запрещено. Это означает, что любого собственника земельного участка, на котором спилено дерево или убран кустарник, контролирующие органы могут совершенно свободно привлечь к ответственности. Причем штрафы тут очень даже немалые.

И, остается здесь, как видится, только одна спасительная возможность: обязанность уборки сухостоя землепользователем. Учет и клеймение сухих деревьев должно осуществлять зеленое хозяйство (зеленхоз, лесник, местная администрация). Однако, они вряд ли будут осуществлять клеймение КАЖДОГО сухого дерева, особенно в сельской местности.

Поэтому, чтобы перестраховаться, целесообразно письменно попросить зеленхоз (администрацию) заклеймить сухостой, направив ему соответствующее письмо - просьбу. Если ответа в течение 30 дней с момента получения данного письма, не произойдет, то, можно сказать, что повезло. Можно пилить все, что ни попадя.

Однако, работники зеленхоза (администрации) вполне даже могут отреагировать на просьбу и даже приехать для того, чтобы выполнить ее. Тогда – то дерево, которое необходимо спилить собственнику земельного участка, к их приезду должно стать сухим. Сделать это за неделю, естественно, затруднительно. Поэтому, видимо, к подобному повороту событий следует готовиться заранее.

К чему это все? Да к тому, что можно, разумеется, пойти и полностью официальным путем: попросить разрешение на вырубку, а то и порубочный билет. Не говоря уже о том, СКОЛЬКО времени займет все это действо, связанное с получением разрешения, отметим лишь, что его попросту могут и не дать. Если дерево угрожает опасности находящихся на нем лиц (или иных лиц) и построек, а также, если дерево является сорной растительностью (например, в Башкирии, это – американский клен), такое разрешение обычно выдают без проблем. А вот если это дерево иной породы, да еще и относящееся к ценным(!) – тут уже могут не помочь даже обещания, в том числе и письменные, посадить такое же дерево где-нибудь в другом месте.

Конечно, можно отказ обжаловать в суде. Но, судя по российской практике, известно, что судебные дела иной раз продолжаются не один год. Да еще и не факт, что суд удовлетворит иск.

Но, хорошо, допустим, разрешение на вырубку этого несчастного дерева, мешающего собственнику участка расширить свой дом, контролирующие органы все-таки (почему-то) согласились выдать. Без взятки это, как видится, маловероятно, но все же. Тогда стоит иметь в виду, что подобное разрешение также может иметь платный характер, причем не так уж дешево. В итоге дешевле, да и быстрее будет нанять тот же зеленхоз. Он, естественно, по своим, скажем так, весьма немаленьким, расценкам, уберет это дерево. Однако, стоимость подобной «уборки» может составлять 10 тысяч рублей и более (по ценам 2014 г.).

А что же делать собственнику земельного участка, у которого выросло на участке большое дерево, но нет такой суммы? Или, сумма есть, но более целесообразно потратить ее на другие, более насущные цели? Тогда, разумеется, выхода два (да, два, не один).

Первый путь – это на свой страх и риск просто-напросто взять, да и спилить это дерево самостоятельно или с помощью, например, родственников, соседей. Но тогда те же соседи, к примеру, совершенно спокойно могут позвонить в природоохранную прокуратуру, да и просто участковому, а он уже передаст информацию, куда надо – по цепочке. Да-да, именно соседи, которые и помогали пилить: потом они с радостью выступят в качестве свидетелей. Правда, выглядеть это может так, как будто их привлекли к даче свидетельских показаний, вроде как, «без их желания». Соседи-то ведь добрыми бывают только на словах (да и то по-всякому бывает). А внутри… такие все разные… впрочем, не будем об этом.

И прокуратура (не она, так лесопатологи или зеленые, к примеру) тут же приедет, по горячим следам зафиксирует все происшедшее, так сказать, в миниатюре и выпишет штраф. Штраф – за то, что снос дерева на своем участке ИЖС, находящемся в собственности, осуществлен без разрешения.

Второй путь – изложен выше. Добиться, чтобы дерево превратилось в сухостой или стало аварийным. И после этого – письменное обращение с вышеупомянутой просьбой. Правда, если этого «добиться» искусственным путем, могут и экспертизу сделать, если что. И определить заинтересованных в этом лиц. А дальше?…

А дальше то, что собственник земельного участка (равно как и любой землепользователь, собственником не являющийся) обязан осуществлять охрану деревьев, произрастающих на нем. А если не получилось (к примеру, дерево повредили неизвестные лица), то это уже проблемы СОБСТВЕННИКА, но никак не государства. Собственник должен был охранять зеленые насаждения, следить за их состоянием, своевременно принимать меры к их излечению, но не сделал этого в должной мере.

Недавно нам стало доступно содержание беседы одного собственника земельного участка и работника лесного хозяйства. По поводу того, где для человека проблемнее (в плане последствий) срубить дерево: в лесу или у себя на участке ИЖС. Так работник ответил: ну, если у себя на участке, то это для нас даже проще. Тогда уже точно знаем, кому штраф выписывать.

Ну, правда, как это водится в таких случаях, могут возникать разного рода прения на предмет форс-мажорных обстоятельств (разумеется, уже в суде). Типа, собственник принимал меры к охране, но, несмотря на это, деревья все равно повредились. Все так. Однако, в судебной практике немало ситуаций, когда лица (как физические, так и юридические) несли ответственность за то, что кто-то повредил деревья, росшие на земельных участках, которыми они пользовались (а также, быть может, владели и распоряжались). Словом, если у государства или работников, осуществляющих определенные государственные функции, появится желание обвинить собственника земельного участка ИЖС в незаконной (т.е. при условии отсутствия разрешения) порубке или повреждении деревьев, произрастающих на его участке, оно вполне может это сделать по совершенно законным основаниям.

Так что такие вот дела, друзья. Прежде, чем пилить мешающее Вам дерево на СВОЕМ личном участке ИЖС, принадлежащем Вам на праве собственности, неплохо будет вспомнить, что Вы живете в стране под названием РФ (если кто подзабыл, как расшифровывается эта аббревиатура, напомним: Российская Федерация). Следовательно, будет лучше, если заранее позаботиться о том, чтобы не было отрицательных последствий потом после такого спиливания, что может быть вызвано несовершенством законодательства. Ибо законы в этой стране есть такие, что применить их можно как в одну, так и в другую сторону. Ну, не все законы таковы, конечно. Имеются в виду те, которые регулируют, в частности, правомочность спиливания деревьев и кустарников собственником земельного участка, на котором они расположены.

Кстати говоря, за рубежом (В США, Германии, к примеру) тоже срубить дерево, произрастающее на участках, принадлежащих собственникам, ой как непросто. Об этом свидетельствуют, по меньшей мере, горячие дискуссии в интернете. Но там-то как раз все понятно и объяснимо. Скажем, взять Германию. Климат теплее нашего (следовательно, больше потребности в зеленых насаждениях), территория крохотная, места мало, деревьев – еще меньше. Понятно, что там власти стараются беречь КАЖДОЕ дерево, пока оно живет и здравствует. США – там достаточно жаркий климат, есть даже засушливые места. При бездумном истощении лесных ресурсов страна в немалой своей части рискует превратиться в пустыню.

Но ведь Россия – тут немного все по-другому. Места ОЧЕНЬ много, лесов – тоже. И при таких условиях запрещать собственникам земельных участков ИЖС рубить деревья, растущие на них?… Кстати, взять тот же алтайский край. Последние годы там практикуется следующий способ заготовки древесины. Вначале лес (тайно, естественно) поджигается. Дело в том, что сосны (а там, на Алтае, до сих пор просто ШИКАРНЫЕ хвойные леса, сосны, в частности, диаметром в комле 50 см, а то и гораздо более) горят в основном поверху, нижняя часть ствола, которая идет в деловую древесину, практически не повреждается. Вот она, кстати, одна из возможных причин пожаров в тайге. Когда мы об этом узнали, сразу как-то все встало на свои места и стало понятным. В самом деле, к чему бы они, эти пожары, участились за последнее время? Раньше-то тайга стояла себе спокойно. Пожары, конечно, да, были. Но не в таком масштабе - это однозначно.

Так вот. После этого, спустя небольшое (да-да, небольшое! Дело в том, что если ждать долго, то горелый лес несколько меняет свой цвет (на спиле) и становится синеватым; поэтому продать его стараются сразу же, пусть и подешевле) время в местную администрацию посылается от фирмы, занимающейся заготовками леса, письмо с просьбой разрешить очистить лесной участок от горелых деревьев. Администрация, естественно, соглашается. Ибо при таких обстоятельствах она попросту ОБЯЗАНА согласиться. Или же заняться очисткой горелого лесного участка за свой счет.

Так как лес горелый, цена его порубки назначается совсем небольшая (по предварительному сговору с фирмой или по каким-либо иным причинам – мы ничего сказать не можем). Ну, а потом туда приезжают люди, техника – и все. Вскоре очередная партия стволов деревьев готова к продаже. Кое-кто говорит, что, мол, администрация, естественно, в доле. На наш взгляд, это вполне возможно, но на данный момент недоказуемо. Хотя, можно было еще тут кое-что рассказать. Например, о том, в какую сторону изменились порядки на Алтае после того, как 7 августа 2005 года в автокатастрофе погиб губернатор алтайского края Евдокимов Михаил Сергеевич (см., к примеру, Википедию). Но не будем этого делать. Кому интересно, съездите на Алтай лично сами (там, кстати, есть курорты европейского уровня, в той же Белокурихе), поговорите с местными жителями, посмотрите своими глазами, что там творится.

Так вот, что интересно – на Алтае? Заработные платы тамошних деревенских жителей – как бы это сказать, ну ОЧЕНЬ небольшие, даже по сравнению, скажем, с Башкортостаном, не говоря уже о какой-нибудь Москве. Но при этом некондиционную древесину - дрова они могут только купить (а не взять бесплатно) по немалой цене.

Дело в том, что нередки случаи, когда часть древесины не идет в дело (например, излишне долго пролежала после спиливания или некондиционная или еще что). Так эту древесину, думаете, людям раздают? Не-е. Автор статьи сам лично видел (дело было летом в 2008 г.), как на окраине одного из алтайских сел дымилась ОГРОМНАЯ (высотой метров 4-6) свалка из деревьев. Вначале их краном складывали в большую кучу, потом попросту сжигали. Естественно, на окраине деревни, с соблюдением всех противопожарных норм. Правда, дым целыми днями идет по всей деревне, люди жалуются. Но, кому какая разница, кому там не нравится небольшой запах дыма? В нормативы укладывается, тем более, что не круглый год сжигаются некондиционные деревья. Не говоря о том, что кому-то там, видите ли, не хватает дров.

Причем, если человек решится сам, на своей машине, подъехать к свалке и напилить там деревьев (пока они не сгорели) для отопления своего дома, ему вполне законно могут выписать штраф. Нужны, мол, дрова – плати за кубометры, тогда можно забрать. А не платишь – они попросту будут сожжены. Дело личное.

Конечно, немало тех, кто на свой страх и риск ехал на эту свалку и потихоньку пилил там и возил к себе дрова. Но… но, как говорится. Подчеркнем, на СВОЙ СТРАХ И РИСК. Не говоря уже о тех, у кого нет личного грузовика и дорого обращаться к тем, кто такой грузовик имеет. Конечно, местной администрации того поселка (к сожалению, запамятовал название… то ли Иня, то ли Ларичиха, что ли; впрочем, не суть) проще свезти дрова на свалку и сжечь их там, чем раздать людям.

А почему? Бесхозяйственность? Нет, конечно! Почему-то в современной России - чуть что произойдет не так, как должно быть, сразу СМИ начинают говорить о бесхозяйственности. На наш взгляд, дело тут всего лишь в том, чтобы ВЫНУДИТЬ людей отдать большую часть своих, и так скудных, заработных плат, на оплату стоимости дров. Не хотите? Ну, так сожжем. Ибо по закону все чисто: в деятельности тамошней администрации отсутствует состав правонарушения. Наоборот, вроде бы, занимаются благим делом: утилизуют некондиционную древесину, захламляющую леса.

Кстати, похожим образом обстоят дела, скажем, в Читинской области, да и не только там. В интернете есть об этом информация, есть жалобы местных жителей на, практически, невозможность осуществлять заготовки дров по приемлемым ценам.

Итак, как видно из проведенного анализа законодательства, дерево представляет собой объект права, статус которого достаточно высок. И в чем-то даже выше, чем, скажем, правовой статус животного. По крайней мере, с животным, проживающим на частном подворье, его владелец может поступить по своему усмотрению (разумеется, не издеваясь над ним, не создавая ему страданий, в противоположном случае может наступить даже уголовная ответственность, не говоря уже об административной). Причем, это может быть как домашнее, так и дикое животное (если оно, конечно, не относится к охраняемым законом видам). А вот с деревом, находящимся на частном земельном участке - ситуация посложнее. Ну, а если оно относится к виду, который охраняется законом - тогда ситуация ЕЩЕ сложнее. Самое интересное, что наличие на земельном участке деревьев (как, впрочем, и иных многолетних насаждений), если право собственности на них зарегистрировано, даже позволяет такой участок оформить в собственность владельца этих насаждений.

С уважением ко всем вам.



Наши товары
+7-962-523-70-01
Республика Башкортостан,
Уфимский р-н, с. Булгаково,
ул. Свободы, 1 (Булгаковский АГРО рынок);
Пн-Вс, 10-19 ч.